пятница, 8 февраля 2013 г.

основные компоненты материальной культуры: питание,этикет,быт

Первые посадки картофеля появились в Тотемском уезде в середине XIX века, но его долго не употребляли в пищу. Препятствием к распространению картофеля и употреблению его в пищу была позиция старообрядческого населения. Тотемский краевед Б. Т. Попов писал, что «предрассудок этот распространили раскольники, которые сильно вооружились против столь полезного растения». Действительно, картофель повсюду в уезде звали «яблоком», считали, что он «родился от песьего яйца». Это было связано со «Сказанием» о происхождении картофеля, бытовавшем среди старообрядческого населения. В нем говорилось, что «у некоего царя была дочь. От греховного совокупления с псом у нее явился на свет плод. Царь в великом гневе своем указал зарыть в землю живыми и дочь, и пса, и плод. На их могиле вырос картофель как предостережение людям от т

Крестьяне очень любили есть зеленый лук, здесь его называли «трава». Картошка, лук и «голанка» (брюква) в пареном виде также составляли основные компоненты питания. К таковым же относились капуста, морковь и горох.

В отношении употребления в пищу овощей, совежане мало, чем выделялись от крестьян других волостей. Основными овощными продуктами были капуста, брюква и репа, позднее картофель. Примерно одно хозяйство потребляло капусты от 50 до 200 коченей в год, брюквы от 2 до 10 мер, лука от 2 до 5 мер. Потребление редьки, свеклы, особенно моркови и огурцов в волости, было невысокое. В целом же огородничество было развито настолько, насколько велика была потребность в овощах.  

Зинаида Серебрякова. Крестьяне

Молочные продукты — молоко, простокваша («простокиша»), сметана, сливочное масло, творог, — если за коровой уход был хороший, имелись в достатке. В голодное время они становились основной пищей, особенно для детей. Женщине, доящей корову, обычно говорили: «Бог в помочь!» или «Море под коровой!».

Мясные продукты давало скотоводство, и дичь, которая дополняла запасы мяса домашних животных, а в некоторых случаях попросту восполняла их отсутствие.

Поскольку посты занимали значительное место в питании крестьян, то ели растительную пищу чаще и в первую очередь блюда, приготовленные из овса. Его мололи на крупу и толокно. Из крупы варили каши, а толокно добавляли в хлеб, пироги, похлебки, молоко. Из него делали кисель. Щи с добавлением крупы называли «крупянка».

В конце XIX века основным занятием населения волости, как уже говорилось, оставалось хлебопашество. Зерновой культурой, имевшей преимущество перед другими, были овес, рожь и пшеница. Неудивительно, что пшеничный, ржаной (черный) хлеб и хлебные изделия составляли основу повседневного питания. Самым почетным угощением считался пирог со свежей рыбой (рыбник).

Начало Успенского поста (1 августа по ст. ст.) называли Первым (или Медовым) Спасом, а день Преображения Господня (6 августа по ст. ст.) — Вторым (или Яблочным) Спасом. В день праздника плоды и овощи приносили для освящения в церковь, в том числе и созревший горох в стручках.

На дни постов приходилось более 220 дней в году. Соблюдали Ильинский пост — либо целую неделю перед днем памяти пророка Божия Илии (20 июля по ст.ст.), или же Ильинскую пятницу, последнюю перед Ильиным днем, с прибавлением кануна самого праздника. Считали, что Илия-пророк убережет скот от медведей и волков. Постились также неделю перед днем Покрова Пресвятой Богородицы (1 октября по ст. ст.). Не соблюдавших посты осуждали и называли «некрещеными» или «нехристями».

Почти все жители Великовской волости неукоснительно соблюдали многодневные посты - Великий, Петров, Успенский и Рождественский — и однодневные посты. Здесь считали, что поститься необязательно лишь для детей в возрасте до семи-восьми лет, однако в некоторых семействах дети приучались к посту уже с четырех лет. 

О ПИТАНИИ ЖИТЕЛЕЙ СОВЕГИ, ИХ ДОХОДАХ И РАСХОДАХ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА

Публикуется впервые. Ссылка на сайт обязательна

Автор пишет: Регулирование питания определялось православным церковным календарем, а также праздниками. Признавая праздники в пост полезными с точки зрения благочестия, Церковь всегда сообщала им торжественный характер. Сообразно этому была устроена и жизнь христиан в эти дни: они освобождали себя от мирских занятий и трудов, не устраивали шумные увеселения, пиршества, но освящали их благотворениями в пользу Церкви и бедных. Каждый православный человек сам решал, поститься ему или нет. Это осознанное желание воздерживаться от пищи животного происхождения. Как говорит Церковь, именно отказ от физических удовольствий и ограничения, борьба со страстями, приближают христиан к Богу.

На дворе - Рождественский пост. Новая статья В.А. Дудина, как никогда подоспела вовремя. Традиции питания российского крестьянства, питание в пост - статья серьезно пополняют наши знания о предмете, становится подспорьем и духовным укреплением в наши дни. Мы также узнаем о дохристианских бытовых обычаях, и увидим их живучесть; о трудовых традициях, и интересно - о ценах на различные товары и продукты в начале прошлого века (что, можно соотнести с нашими). 

Дудин В.А. О питании жителей Совеги...

Костромская епархия

Выделенная опечатка:

СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ ПРИХОД г.Солигалич - Дудин В.А. О питании жителей Совеги...

Комментариев нет:

Отправить комментарий